Украинское барокко

Статьи » Украинское барокко

Страница 4

Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих церквей. Некоторые отличия –в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями» типичными для украинской архитектуры.

Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из ранних таких примеров –великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.

В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г. крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий, характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником немецкой архитектурной школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента. В Киев Шедель приезжает по приглашению Киевско-Печёрской лавры для строительства большой колокольни.

Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота составляла 96,5 м. Она была построена, впервые в украинской архитектуре, по принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий –конического и четвёртый –коринфского, то есть тут использована классическая схема ордерной архитектоники, известная ещё по зданию римского Коллизея. Барочные черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных карнизах и очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические блоки. Цельные керамические коринфские капител имеют 154см в высоту и 140 –в ширину. Как писал о ней сам Шедель: «сия звонница в Киевопечёрской лавре трудом моим сделанная каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется… и на вечность оная звонница стоять будет».

Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит проект знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и характернейших памятников украинского барокко XVIII в. Брама – западные ворота Софийского монастыря, построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой, оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного очертания барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным украинскими мастерами.

Из построек Киева, периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант города. Над первым этажом, возведённым ешё в начале XVIII в. в 1744-1748 гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху ярусы колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера И.Стобенский и С.Стобенский).

В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви –архитектурного шедевра мирового значения. Выбор места для строительства не случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. была построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь –одно из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающемся барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех сторон читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов. Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн и золотых капителей и деталей декора.

Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание Императорского (Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли, вернее по образу построенного Растрелли дворца Разумовского под Москвой. Киевский дворец в первоначальном виде до наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г. и наново построен архитектором К.Я.Маевским в 1870 г. в стиле растреллиевской архитектуры). Также как и Андреевская церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь и дворец строил архитектор И.Ф.Мичурин, работавший главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со своей «командой» –группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в строительстве и самостоятельно строивших некоторые объекты в Киеве. Так, его ученики Ф.Панов и М.Юрасов строят большое здание Софийской бурсы, в архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского барокко.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

История Египта
В эпоху, когда в Месопотамии возникали и развивались города-государства, культурные и экономические условия в Египте привели в появлению первого великого народа в мировой истории. В древности Египет занимал почти такую же территорию, что ...

Строение альпийской горки
На дренажный слой, сделанный на участке, отведенном под альпийскую горку, укладывают щебень, мелкие камни, битый кирпич, строительный мусор, перемежая его слоями земли. Такая насыпь служит основанием, "телом" горки, ей может быт ...

Диалектика культурно-исторического процесса в теории общественно-экономических формаций
В противоположность умозрительным рассуждениям философов прошлого об обществе вообще Маркс выдвинул категорию общественно-экономической формации, то есть общества, находящегося «на определенной ступени исторического развития«, общества «с ...