В.И. Ленин о культуре. Достоинства и недостатки марксиско-ленинской концепции культуры

Статьи » Диалектико-материалистическая теория культуры » В.И. Ленин о культуре. Достоинства и недостатки марксиско-ленинской концепции культуры

Марксистская философия создана великими революционными мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развита В.И. Лениным. История не знает людей, которые оказали бы такое колоссальное влияние не только на развитие духовной культуры, но и на судьбу всего человечества.

Маркс и Энгельс пришли к выводу о всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса и неизбежности революционного перехода от капитализма к социализму. Этот вывод мог быть сделан только на основе тщательного научного исследования законов общественного развития (прежде всего развития капитализма) и предполагал выработку нового мировоззрения и методологии.

Великие идеи никогда не возникают на пустом месте: они имеют свою биографию. В естественнонаучном обосновании философии марксизма серьезное значение, по словам Ф. Энгельса, имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли прежде всего выдающиеся открытия – открытие закона сохранения и превращения энергии (М.В. Ломоносов, Ю. Майер), клеточной структуры живых организмов (М.Я. Шлейден и Т. Шванн), а также создание Ч. Дарвином эволюционного учения. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечность и неуничтожимости материи, взаимопереходов различных форм ее бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов они усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств, а в учении Дарвина – торжество идеи развития.

Но разрабатывая свое учение, Маркс и Энгельс опирались на достижения не только естествознания, а прежде всего общественных наук.

Противоречия между богатыми и бедными, между трудом и капиталом давно уже вызывали гневный протест в сердцах благородных людей, мечтавших о социальной справедливости. Ярким выражением этого протеста в истории общественной мысли стал утопический социализм.

Подлинно научную теорию социализма создали Маркс и Энгельс, показав, что только пролетариат может разрушить старый мир и построить новое общество. Система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности стала именоваться марксизмом, составными частями которого являются диалектический и исторический материализм, марксистская политическая экономия и теория научного социализма.

Марксизм впервые в истории мысли вскрыл основополагающую роль общественной практики в жизни общества, в познании, в развитии всей материальной и духовной культуры человечества. Выводя теорию из практики, марксизм подчинил ее интересам революционного преобразования мира.

Возникновение марксизма ознаменовало собой крушение метафизического материализма. Впервые в истории философии была создана и творчески применена материалистическая диалектика.

Итак, Маркс и Энгельс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата, данных науки вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм «доверху», применили его к объяснению истории общества и тем самым создали исторический материализм. Было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления – философия диалектического и исторического материализма.

Новый этап в философии марксизма связан с именем В.И. Ленина, которому выпало жить и творить на крутом переломе истории: рождалась новая общественно-экономическая формация.

О Ленине можно сказать то же, что сам он писал о Марксе: задачу стратегии и тактики пролетариата он определял в строгом соответствии со всеми посылками своего диалектико-материалистического мировоззрения.

Изучение ленинского теоретического наследия – необходимое условие совершенствования духовной и политической культуры каждого человека. Мыслить и действовать по-ленински – значит на новом опыте истории, не успокаиваясь на достигнутом, отметая в сторону все отжившее и устаревшее, самостоятельно решать встающие перед нашим обществом проблемы совершенствования социализма, ускорения его социально-экономического развития.

Это интересно:

Передовая общественная мысль в России
Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он ...

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519 гг.), итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченн ...

Роль немецкой классической философии в формировании духовной культуры конца XVIII – начала XIX веков
В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной революции. Февральская революция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формировании Немецкой классической сыграли достижения естествознания и общественных наук. ...