В.И. Ленин о культуре. Достоинства и недостатки марксиско-ленинской концепции культуры

Статьи » Диалектико-материалистическая теория культуры » В.И. Ленин о культуре. Достоинства и недостатки марксиско-ленинской концепции культуры

Марксистская философия создана великими революционными мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развита В.И. Лениным. История не знает людей, которые оказали бы такое колоссальное влияние не только на развитие духовной культуры, но и на судьбу всего человечества.

Маркс и Энгельс пришли к выводу о всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса и неизбежности революционного перехода от капитализма к социализму. Этот вывод мог быть сделан только на основе тщательного научного исследования законов общественного развития (прежде всего развития капитализма) и предполагал выработку нового мировоззрения и методологии.

Великие идеи никогда не возникают на пустом месте: они имеют свою биографию. В естественнонаучном обосновании философии марксизма серьезное значение, по словам Ф. Энгельса, имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли прежде всего выдающиеся открытия – открытие закона сохранения и превращения энергии (М.В. Ломоносов, Ю. Майер), клеточной структуры живых организмов (М.Я. Шлейден и Т. Шванн), а также создание Ч. Дарвином эволюционного учения. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечность и неуничтожимости материи, взаимопереходов различных форм ее бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов они усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств, а в учении Дарвина – торжество идеи развития.

Но разрабатывая свое учение, Маркс и Энгельс опирались на достижения не только естествознания, а прежде всего общественных наук.

Противоречия между богатыми и бедными, между трудом и капиталом давно уже вызывали гневный протест в сердцах благородных людей, мечтавших о социальной справедливости. Ярким выражением этого протеста в истории общественной мысли стал утопический социализм.

Подлинно научную теорию социализма создали Маркс и Энгельс, показав, что только пролетариат может разрушить старый мир и построить новое общество. Система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности стала именоваться марксизмом, составными частями которого являются диалектический и исторический материализм, марксистская политическая экономия и теория научного социализма.

Марксизм впервые в истории мысли вскрыл основополагающую роль общественной практики в жизни общества, в познании, в развитии всей материальной и духовной культуры человечества. Выводя теорию из практики, марксизм подчинил ее интересам революционного преобразования мира.

Возникновение марксизма ознаменовало собой крушение метафизического материализма. Впервые в истории философии была создана и творчески применена материалистическая диалектика.

Итак, Маркс и Энгельс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата, данных науки вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм «доверху», применили его к объяснению истории общества и тем самым создали исторический материализм. Было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления – философия диалектического и исторического материализма.

Новый этап в философии марксизма связан с именем В.И. Ленина, которому выпало жить и творить на крутом переломе истории: рождалась новая общественно-экономическая формация.

О Ленине можно сказать то же, что сам он писал о Марксе: задачу стратегии и тактики пролетариата он определял в строгом соответствии со всеми посылками своего диалектико-материалистического мировоззрения.

Изучение ленинского теоретического наследия – необходимое условие совершенствования духовной и политической культуры каждого человека. Мыслить и действовать по-ленински – значит на новом опыте истории, не успокаиваясь на достигнутом, отметая в сторону все отжившее и устаревшее, самостоятельно решать встающие перед нашим обществом проблемы совершенствования социализма, ускорения его социально-экономического развития.

Это интересно:

Духовная культура европейских стран
Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нрав ...

Манифестация башкир
27 июля, по случаю окончания Башкирского областного съезда», была устроена манифестация. В 12 часов дня все делегаты, участвовавшие в съезде, собрались на площади около номеров «Урал»-со знаменами. Были знамена Башкирского областного съез ...

Ллойд Райт: Жилые здания
В середине 1930-х годов после кризиса и депрессии в экономике США стал наблюдаться подъем, несколько оживилось строительство, уменьшилась безработица среди архитекторов. Это дало возможность Райту включиться в практическую деятельность. О ...