Революция 1917 года и культура

Статьи » Русская культура и революция » Революция 1917 года и культура

Страница 1

Культура предоктябрьского десятилетия. Годы, последовавшие за поражением первой буржуазно-демократической революции в России, представляют один из драматических периодов в истории русской культуры прежде всего по накалу идейно-художественной борьбы. Литература и искусство предреволюционного десятилетия отличались большой сложностью и противоречивостью художественных исканий, разнообразием различных течений и групп, каждая из которых выступала со своими лозунгами и манифестами. Общественная жизнь несомненно отражалась в многообразии и сущности историко-культурного процесса этого времени.

Наступившая в стране политическая реакция, столыпинщина, расправа с революционерами, черносотенные погромы и волна великодержавного шовинизма, прокатившаяся накануне и в годы первой мировой войны, укрепляли в общественном сознании консервативно-реакционные, охранительные настроения.

В годы реакции усилилось идейное размежевание, вновь остро был поставлен вопрос о роли интеллигенции в общественной борьбе, ее связи с народом, исторических перспективах. Во многих произведениях того времени присутствовал пафос отрицания старых социальных отношений, и вместе с тем звучала гуманистическая вера в человека, содержалась надежда на обновление общества.

1917 год в судьбе русской культуры. 1917 год для России стал революционным. Некоторые историки, пытаясь уйти от догматизированных и политизированных оценок российской действительности переломного периода, характеризуют его как единый революционный цикл, исключительно сложный по своим компонентам, динамике и самореализации.

Как бы ни оценивать период революций 1917 года, невозможно отрицать их громадного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 году контуры будущего советского строя были еще едва обозначены, особый международный статус России как "осажденной крепости" только намечался, задачи формирования "нового человека коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого" созревали пока только в головах революционных теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития отечественной культуры на протяжении многих десятилетий.

Каково же о непосредственное воздействие революционных потрясений на культурную жизнь российского общества?

Историческое предназначение любой революции - разрушить устаревший порядок и расчистить дорогу новым формам общественной жизни. Другое дело, что результаты революционного обновления часто оказываются весьма далекими от провозглашенных целей, поэтому отношение к революции в обществе и оценки историков со временем изменяются в зависимости от угла зрения и исторической дистанции.

Свержение монархии в феврале 1917 года вызвало громадный духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретили начало революции, как очистительной бури, которая должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни и в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага. Но октябрьские события 1917 года многими представителями культуры были восприняты как узурпация власти со стороны одной партии - большевиков. Последовавший вследствие этого отказ части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей культуры России.

В результате революционных событий и последовавших военных действий российская культура понесла и материальные, и духовные потери. Стихия народного бунта, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей культуры. Новая власть пыталась противостоять варварским проявлениям народного гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях и буржуазных особняках, они были национализированы. К концу гражданской войны была создана единая библиотечная сеть РСФСР, национализированы дворцы, музеи, художественные собрания, кинодело, объединено театральное дело.

Велики были психологические и нравственные последствия революции и войны для российского общества. Страна непрерывно воевала в течение семи лет. Кровавая бойня первой мировой войны, сменившаяся братоубийственной гражданской войной с громадными человеческими жертвами, обесценила человеческую жизнь. Миллионы людей были вырваны из привычных условий существования, потеряли близких. Традиционные нравственные ценности, веками освящаемые религией, были поколеблены.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Караваджо Микеланджело Меризи
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг.), итальянский живописец. Ранние работы Караваджо - поясные портреты, иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Выполняя ...

Комната А. С. Толстой
С 1894- го по 1897 года в этой комнате жили дочери Толстых или приезжавшими близкие. В дневнике С. А. Толстой 3 июля 1897 года есть запись: «Перешла сегодня в комнату Маши из своей спальни…» Поражает резкий контраст, который составляет эт ...

Уход за каменистым садиком
Все работы в каменистом садике возможно проводить только вручную. Необходимо постоянно бороться с прорастающими сорняками, иначе они могут заглушить посадки. Весной следует провести тщательное рыхление почвы и внести минеральные удобрен ...