Христианство и самодержавие как элементы культуры
Самодержавие и православие: исторический опыт России. Хотя институт самодержавия на Руси сложился через несколько столетий после принятия христианства в восточном варианте, особенности русской культуры, православной церкви и национальных традиций изначально создавали потенциальные возможности для его укоренения в социокультурном пространстве Руси.
Фактически на века вперед самодержавие (и в византийском, и в русском вариантах) выступает как социокультурная форма существования восточного христианства (будущего православия). Православие же предстает как внутреннее оправдание культа светской власти нравственно-религиозным идеалом, как наполнение социально-политической формы организации общества духовно-культурным содержанием - идеологическим, этико-философским, эстетическим и собственно религиозным. Эта культурно-историческая традиция в дальнейшем проступает не только в формуле "Москвы - Третьего Рима" (принадлежащей старцу Филофею - из его послания Василию III, между 1515 - 1521), не только в обоснованиях идеала "просвещенной монархии" XVIII века или в знаменитом "триединстве" николаевского министра просвещения графа С.С.Уварова "самодержавие - православие - народность" в XIX веке, - эта традиция сказывается, уже в XX веке, и в мифологизации личности и деятельности Ленина, и в чисто религиозном "культе личности" И.Сталина, и в пародийном нагнетании официально-декларативного и декоративного "культа" Л.Брежнева.
Это интересно:
Культура как "вторая природа"
В свое время немецкий философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) назвал мир, в котором мы живем, "второй природой". Речь шла о том, что современный человек отнюдь не Робинзон, и живет он не в первозданной природе. " ...
Строение альпийской горки
На дренажный слой, сделанный на участке, отведенном под альпийскую горку, укладывают щебень, мелкие камни, битый кирпич, строительный мусор, перемежая его слоями земли. Такая насыпь служит основанием, "телом" горки, ей может быт ...
Классицизм, как
система международной художественной культуры
Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять - семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х - еще время расцвета первого, середина 1760-х - уже начало широкого ...
