Эмоциональность речи
7. Вопросы. Определенным этапом обсуждения темы являются вопросы. Кто спрашивает тот и ведет - утверждает поговорка. Функции вопросов при деловом взаимодействии разнообразны: вопрос - удобная форма побуждения собеседника ("Другими словами, вы считаете…?"); вопрос - способ привлечения внимания партнеров; вопрос - способ получения от партнера нужного ответа ("Простите, я правильно понял, вы согласны наладить контакт с нашей фирмой?").
В деловом взаимодействии используются разные видов вопросы:
информационные (для сбора необходимых сведений);
контрольные (для уверенности в том, что партнеру интересен разговор, и он следит за ним);
для ориентации (чтобы у знать придерживается ли партнер мнения, высказанного ранее);
подтверждающие (чтобы добиться взаимопонимания, одобрения);
ознакомительные (для ознакомления с целями, мнением собеседника);
однополюсные (повторение вопроса партнера в знак того, что понятно, о чем идет речь, а также чтобы выиграть время на обдумывание ответа);
встречные (ведут при правильной постановке к сужению разговора и к согласию);
альтернативные (предоставляют возможность выбора);
направляющие (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);
провокационные (имеют цель установить, что на самом деле хочет партнер, верно ли он понимает ситуацию);
вступительные (для формирования у партнера заинтересованности, определяющие сценарий разговора);
заключающие (для подведения итогов взаимодействия);
закрытые (наводящие вопросы, на которые можно ответить коротко "да" или "нет");
открытые (выявляют ключевые моменты в ситуации: "Почему это случилось?");
зеркальные ("Я никогда не буду иметь дело с этим партнером!" - "Никогда?").
Существуют хрестоматийные примеры о том, к чему ведет неумение задавать корректные вопросы. Шофер Уинстона Черчилля сбился с дороги. Раздосадованный Черчилль окликнул прохожего: "Извините, сэр, не могли бы вы уделить мне минуту внимания и пояснить, где я нахожусь?" "В автомобиле!" - буркнул недовольный прохожий и зашагал дальше. "Вот ответ достойный нашей палаты общин! - пылко обратился Черчилль к шоферу. - Во-первых, краткий и хамский. Во-вторых, совершенно ненужный. И, в-третьих, не содержащий ничего такого, чего я сам не знал".
Итак, нужно учиться использовать действенные аспекты речевого поведения в деловом взаимодействии, учиться "в уме", импровизированно или в записях составлять риторический эскиз речи.
Это интересно:
Торговая журналистика 1820-30-х годов
В Санкт-Петербурге - две школы журналистики.
Первая из них - это торговая, была основана в 1825 году Фаддеем Венедиктовичем Булгариным, скользким человеком с коммерческими интересами. По происхождению он был поляк, чем и объясняется стол ...
Адаптация органов восприятия к конкретным формам природной среды
2. Автоматизм восприятия и использования некоторых, самых общих стандартов культуры.
3. Групповой социальный характер - полуавтоматическая реализация идей, выгодных данной социальной группе.
4. Индивидуальный опыт. Можно назвать это фор ...
Ораторское искусство древнего Рима
Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.
Со страстными речами выступали политически ...