Эмоциональность речи
7. Вопросы. Определенным этапом обсуждения темы являются вопросы. Кто спрашивает тот и ведет - утверждает поговорка. Функции вопросов при деловом взаимодействии разнообразны: вопрос - удобная форма побуждения собеседника ("Другими словами, вы считаете…?"); вопрос - способ привлечения внимания партнеров; вопрос - способ получения от партнера нужного ответа ("Простите, я правильно понял, вы согласны наладить контакт с нашей фирмой?").
В деловом взаимодействии используются разные видов вопросы:
информационные (для сбора необходимых сведений);
контрольные (для уверенности в том, что партнеру интересен разговор, и он следит за ним);
для ориентации (чтобы у знать придерживается ли партнер мнения, высказанного ранее);
подтверждающие (чтобы добиться взаимопонимания, одобрения);
ознакомительные (для ознакомления с целями, мнением собеседника);
однополюсные (повторение вопроса партнера в знак того, что понятно, о чем идет речь, а также чтобы выиграть время на обдумывание ответа);
встречные (ведут при правильной постановке к сужению разговора и к согласию);
альтернативные (предоставляют возможность выбора);
направляющие (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);
провокационные (имеют цель установить, что на самом деле хочет партнер, верно ли он понимает ситуацию);
вступительные (для формирования у партнера заинтересованности, определяющие сценарий разговора);
заключающие (для подведения итогов взаимодействия);
закрытые (наводящие вопросы, на которые можно ответить коротко "да" или "нет");
открытые (выявляют ключевые моменты в ситуации: "Почему это случилось?");
зеркальные ("Я никогда не буду иметь дело с этим партнером!" - "Никогда?").
Существуют хрестоматийные примеры о том, к чему ведет неумение задавать корректные вопросы. Шофер Уинстона Черчилля сбился с дороги. Раздосадованный Черчилль окликнул прохожего: "Извините, сэр, не могли бы вы уделить мне минуту внимания и пояснить, где я нахожусь?" "В автомобиле!" - буркнул недовольный прохожий и зашагал дальше. "Вот ответ достойный нашей палаты общин! - пылко обратился Черчилль к шоферу. - Во-первых, краткий и хамский. Во-вторых, совершенно ненужный. И, в-третьих, не содержащий ничего такого, чего я сам не знал".
Итак, нужно учиться использовать действенные аспекты речевого поведения в деловом взаимодействии, учиться "в уме", импровизированно или в записях составлять риторический эскиз речи.
Это интересно:
Образование
В IV—VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь). В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами — юридическим и философским. Книги переписыва ...
Восточные мотивы в архитектуре - Караван-сарая
Комплекс Караван-сарая в Оренбурге занимает особое место в общем ряду памятников материальной культуры своего времени. В облике крупных построек этого периода в Оренбургской губернии еще сильны традиции классицизма. Проникновение эклектик ...
Иван Иванович Шишкин
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых ста ...