Эмоциональность речи

Страница 2

7. Вопросы. Определенным этапом обсуждения темы являются вопросы. Кто спрашивает тот и ведет - утверждает поговорка. Функции вопросов при деловом взаимодействии разнообразны: вопрос - удобная форма побуждения собеседника ("Другими словами, вы считаете…?"); вопрос - способ привлечения внимания партнеров; вопрос - способ получения от партнера нужного ответа ("Простите, я правильно понял, вы согласны наладить контакт с нашей фирмой?").

В деловом взаимодействии используются разные видов вопросы:

информационные (для сбора необходимых сведений);

контрольные (для уверенности в том, что партнеру интересен разговор, и он следит за ним);

для ориентации (чтобы у знать придерживается ли партнер мнения, высказанного ранее);

подтверждающие (чтобы добиться взаимопонимания, одобрения);

ознакомительные (для ознакомления с целями, мнением собеседника);

однополюсные (повторение вопроса партнера в знак того, что понятно, о чем идет речь, а также чтобы выиграть время на обдумывание ответа);

встречные (ведут при правильной постановке к сужению разговора и к согласию);

альтернативные (предоставляют возможность выбора);

направляющие (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);

провокационные (имеют цель установить, что на самом деле хочет партнер, верно ли он понимает ситуацию);

вступительные (для формирования у партнера заинтересованности, определяющие сценарий разговора);

заключающие (для подведения итогов взаимодействия);

закрытые (наводящие вопросы, на которые можно ответить коротко "да" или "нет");

открытые (выявляют ключевые моменты в ситуации: "Почему это случилось?");

зеркальные ("Я никогда не буду иметь дело с этим партнером!" - "Никогда?").

Существуют хрестоматийные примеры о том, к чему ведет неумение задавать корректные вопросы. Шофер Уинстона Черчилля сбился с дороги. Раздосадованный Черчилль окликнул прохожего: "Извините, сэр, не могли бы вы уделить мне минуту внимания и пояснить, где я нахожусь?" "В автомобиле!" - буркнул недовольный прохожий и зашагал дальше. "Вот ответ достойный нашей палаты общин! - пылко обратился Черчилль к шоферу. - Во-первых, краткий и хамский. Во-вторых, совершенно ненужный. И, в-третьих, не содержащий ничего такого, чего я сам не знал".

Итак, нужно учиться использовать действенные аспекты речевого поведения в деловом взаимодействии, учиться "в уме", импровизированно или в записях составлять риторический эскиз речи.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

История возникновения иконописи
…Как мы знаем, икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протя ...

Разграбление пирамид
Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надежно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хеопса и Хефрена пусты. Еще в древности были разрушены храмы пр ...

Мстёрская миниатюра
Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и др.). Возникла в 1923 году в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе иконописного промысла. Для мстёрской миниатюры (бытовые ...