О нейтрализации оппозиций

Статьи » О нейтрализации оппозиций

Страница 2

Очевидно, что ввиду фундаментальной роли разных типов лингвистической абстракции и качественного различия между системами, находящимися на разных ярусах языковой структуры, не может быть универсально пригодной точки зрения на нейтрализацию языковых оппозиций.

Вопрос о нейтрализации фонологических оппозиций более или менее ясен для большинства фонологических школ (я не беру в расчет школу Щербы, с которой расхожусь радикально).

Вопрос о нейтрализации грамматических оппозиций должен решаться иначе. Я полагаю, что бинарный дихотомический характер фонологии прослеживается довольно легко (впрочем, с исключениями: ср. древнегреческий консонантизм). Но попытки построить дихотомию в морфологии имеют мало шансов на успех. Я имею в виду попытку Трубецкого , которая не кажется мне удачной, несмотря на богатство собранного и классифицированного материала, так как этот материал подгоняется под схему, ему не соответствующую.

Что касается фонологической единицы, которая находится выше фонемы в структуре ярусов, мнения здесь различны, и я считаю, что мнение Мартине об архифонеме не совпадает с пражской фонологической терминологией ; московская фонологическая школа ввела понятие "гиперфонемы", не совпадающее с понятием архифонемы, поскольку гиперфонема не предполагает обязательно совокупности фонем, а может ограничиваться одной фонемой. Например, в русском языке на одном уровне (ударные гласные) различаются пять единиц и, э, а, у, о, но на другом уровне (безударные гласные) после твердых согласных и/э и а/о образуют недифференцированные единицы, и остается оппозиция между тремя гиперфонемами - и/э, а/о, у; эти гиперфонемы отражают нейтрализацию фонем и-э и а-о, у же остается идентичной самой себе, однако на этом уровне это уже не фонема, а гиперфонема у.

Таким образом, даже в, фонологии и особенно в проблеме нейтрализации оппозиций не все вполне ясно, и мнения могут быть

Термины типа "омонимия", "полисемия" (хотя разграничение явлений, ими обозначаемых, весьма спорно) могут с полным правом использоваться в лексикологии и, mutatis mutandis, в морфологии, но в фонетике они могут фигурировать только в кавычках, как метафоры. То же самое можно сказать о фонологическом термине "нейтрализация оппозиций", используемом в морфологии и лексикологии. Для морфологии главный критерий в данном случае - это вопрос парадигмы, парадигматических отношений, парадигматической формы, вообще "парадигматики", чего нельзя в чистом виде просто перенести в фонологию и лексику.

Если мы устанавливаем шесть падежных форм для русского слова кость, хотя имеются лишь кость (им., вин.), костью (творит.) и кости (род., дат и предл.), то это объясняется общей парадигматикой русских существительных: при анализе нескольких парадигматических серий выявляются шесть форм (то же самое должно быть справедливым mutates mutandis для примеров типа il mange - ils mangent и il finis - ils finissent во французском).

Все предыдущие соображения касались, разумеется, не семантики, а единиц того или иного яруса языка и возможности их нейтрализации. Думаю, что нейтрализация может представляться в весьма разных аспектах вследствие различия в природе единиц, обусловленного разнообразием типов абстракции на разных структурных уровнях языка.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Пикассо – скульптор
Существует общая тенденция оценивать искусство Пикассо почти исключительно в свете его живописи, придавая его работе над скульптурой лишь второстепенное значение и рассматривая ее чуть ли не как хобби художника. Однако же по его скульптур ...

Шлейермахер Фридрих
Шлейермахер (1768 - 1834) романтически понимает религию как отношение человека и Всеобщего. В этом качестве религия опирается на интуицию человека, его чувство бесконечного. Религия имеет огромную нравственную, политическую, социальную ц ...

“Пиковая Дама”
Уже на репетициях “Спящей красавицы” в театре начались разговоры о том, что к следующему сезону Чайковский должен написать оперу. И неудивительно, что в туманном Петербурге родилась мысль о том, чтобы воплотить в музыке самое странное соз ...