Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия (этрусский язык, оскский, сабелльский, умбрский и др.). Из всех языков только греческий язык оказал упорное сопротивление латинскому языку и в конце Республики был равноправным с латинским и довольно употребительным во многих итальянских и сицилийских городах.

По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т. д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык,

По предположениям некоторых ученых от греков же из г. Кумы в Кампании римляне и заимствовали алфавит. Однако существует мнение, что римляне приняли этрусский алфавит, который, в свою очередь, был составлен на основе греческого.

Заимствован алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском. После долгих преобразований латинский алфавит насчитывал 21 букву, к которым присоединили в конце республиканского периода еще две буквы (у, z) для передачи звуков в словах, заимствованных у греков.

Латинский алфавит известен с VII в. до и. э., и с этого времени начинается латинская письменность. Самым ранним сохранявшимся образцом латинского письма является надпись на золотой пряжке, найденной в г. Пренесте (в 17 км от Рима). Эта надпись датируется концом VII в. до и. э. и содержит всего 5 слов: «Маний (имя мастера) сделал меня для Нумерия» (имя заказчика). В VI в. до н.э. письменность была уже в широком употреблении. Есть сведения " том, что в Риме VI в. до н. э. были изданы царские законы, проводилась перепись населения, ею пользовались для нужд управления, для составления летописей, записи молитв и оракулов, при заключении торговых сделок. К середине V в. до н. э. относится составление и запись законен XII таблиц на медных досках.

Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Это интересно:

Искусство маньеристов
Столкновение ренессансного мировоззрения, великих гуманистических устремлений с социальной действительностью породило в XVI в. в европейском, главным образом итальянском, изобразительном искусстве такое противоречивое и сложное явление, к ...

Взаимоотношения интеллигенции и власти
Интеллигенция и власть. Со времен грибоедовского Чацкого интеллигенция испытывается формулой, действующей по сегодняшний день: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Она всегда понимала, что решение проблем, которые ставит в св ...

Среднее образование
За последние десять лет система среднего образования Великобритании была значительно упрощена и улучшена с целью повышения качества преподавания в подготовительных и средних школах. Англия и Уэльс. Образование в Англии и Уэльсе начинает ...