Контурная и геометрическая резьба

Статьи » Резьба по дереву » Контурная и геометрическая резьба

Страница 2

Подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхности верстака. Это делают в зажимах верстака или с помощью державок — строганых планок с прямоугольными или угловыми вырезами. В качестве державок можно использовать четыре бруска, зажимающие заготовку со всех сторон.

Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая его.

Процесс резьбы включает несколько этапов: выполнение рисунка резной композиции, перевод его на заготовку, непосредственную резьбу, отделочные операции.

Композиция составляется с учётом декоративных особенностей этого вида резьбы и характера предмета, который декорируется. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными, чёткими.

Перевод рисунка на заготовку зависит от цвета её поверхности. Если заготовка светлого цвета, то берётся чёрная или фиолетовая копировальная бумага. Для чёрной дощечки копирка должна быть светлой: жёлтой, красной или зелёной. Можно обойтись и без копирки, воспользовавшись шариковой ручкой со стержнем без пасты. Если чуть посильнее придавить ручку, на деревянной поверхности останутся углублённые канавки, хорошо видные при боковом свете. По ним и ведётся работа.

Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.

Как уже говорилось, контурную резьбу нередко выполняют на затонированной и отполированной поверхности. Если узор вырезается на светлой древесине, её защищают от воздействия пыли, влаги и воздуха прозрачным лаковым покрытием. Перед покрытием лаком резную поверхность шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Если поверхность строганая, шлифуют шкуркой, навёрнутой на деревянный брусок. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если поверхность точёная, работу ведут в процессе вращения изделия в зажимах станка.

Древесную пыль тщательно удаляют из всех углублений резьбы. Здесь можно воспользоваться одёжной щёткой.

В зависимости от назначения предмета наносят соответствующее покрытие. Поверхность можно отлакировать до блеска или добиться матового покрытия, протирая резьбу с помощью жёсткой кисти жидкоразведённым лаком. Если потребуется, перед прзрачным покрытием поверхность резьбы после шлифования можно затонировать, причём плотность тона может быть самой различной — от лёгкой подкраски поверхности до глухого тёмного тона как сверху изделия, так и в резных углублениях.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Невербальные средства общения
Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду со словесной речью используют жесты и мимику. Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники ...

К вопросу о классификации тюркских языков и диалектов
Принципы классификации языков и диалектов - одна из наименее разработанных проблем как тюркского, так и общего языкознания. Отсутствуют достаточные теоретические обоснования для определения типа языка, а также правомерности выделения боле ...

О творчестве Пауло Коэльо
Сколько, Господи, странного в человеке! Для него лучше Мекки - мечта о Мекке, Для него слаще рая - виденье рая, Жизнь упустит, подобия выбирая. О спешащие строить мирок убогий! О в мирке том спешащие быть как боги! Жизни ваши надежд ...