Основные этапы творчества

Статьи » Сальвадор Дали » Основные этапы творчества

Страница 1

В творчестве Дали можно, пожалуй, выделить три основных этапа:

1) 1904-1928: время детских впечатлений, учебы, знакомства с классическим искусством, с важнейшими современными направлениями;

2) 1928-1947: период программного сюрреалистического творчества;

3) 1948-1989: возвращение в Испанию, обращение к классическому наследию, и художественному, и философско-религиозному, создание серии религиозных полотен, интенсивная работа в графике.

К первому относятся лишь единицы работ, в которых в полную силу проявился талант Дали -- это прежде всего "Корзинка с хлебом", написанная для Федерико Гарсия Лорки (1926). В автопортретах раскрывается широта исканий молодого художника. В одном он стилизует свой облик под старинные портреты ("Автопортрет с рафаэлевской шеей, 1922-1923), в другом ("Кубический автопортрет", 1926) демонстрирует свои творческие возможности в современной стилистике.

Первые сюрреалистические полотна (1929-1931) нарочито программны, в них Дали демонстрирует пресловутый "автоматизм" ("Первые дни весны", "Великий мастурбатор"). В 30-х и в 40-х годах художник создает полотна, справедливо принесшие ему мировую славу. Это картины истинного мэтра сюрреализма: "Предвидение гражданской войны в Испании", "Постоянство памяти", "Горящий жираф", "Испания", "Сон, вызванный полетом пчелы около граната за секунду до пробуждения".

В 1950-1970-х годах Дали много работает в графике -- станковой и книжной. Он создает серию акварелей (102 листа) на темы Данте, иллюстрирует античные мифы и Библию, его привлекают изысканность гравюры на меди и выразительные возможности светотени в офорте. Каждая картина выполняет две функции -- изобразительную и экспрессивно-декоративную. Дело в том, что при анализе творчества Дали зрители основную трудность видят в понимании его изобразительной сущности, но при этом важно помнить, что основная функция живописного языка состоит в организации декоративно-ритмической плоскости картины.

Сюрреализм и абстракционизм как язык, на котором "рассказывается" о мире, в принципе не более условны и отчуждены от окружающей действительности, чем самое добродетельно-реалистическое воспроизведение в картине природных форм, -- все это лишь плоскость холста, сочетание красок и разнообразие линий. Еще В. Кандинский обратил внимание на то, что зритель одинаково спокойно созерцает землю и маргаритки, которые изображены на картине, -- этим снимаются, по его мнению, все рассуждения о достоверности, иллюзорности живописного изображения.

Дали стремится воспроизвести в своих произведениях два чисто человеческих свойства -- аритмию нашей мысли и утрату яркости восприятия вследствие привычки. Он отыскивает в вещах, людях, в явлениях природы все то, что недоступно при машинальном обладании и остается как бы вечно новым, будучи в то же время давно знакомым. Ритм организма человека, особенно в условиях "срывных ситуаций", стремится вернуться при любой возможности в общий ритм природы, ищет симметрии, повторов, устойчивости. Воплощение истинного природного ритма в живописном образе дает ощущение избавления от страдания и скуки, так как созерцание живописного произведения избавляет от автоматизма. Согласно афористической формуле Я.Рогинского, образ -- это возвращение нашим ощущениям новизны, ритм -- это иллюзия, что решение найдено".

Страницы: 1 2

Это интересно:

Субпассионарии
Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. Пассионариями в полном смысле этого слова называются люди, у которых этот импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и в ...

Столп и утверждение истины
В огромном наследии Дали около десяти картин представляют собой "столп и утверждение истины" (название известного труда П. Флоренского) художника, которые он выразил на языке живописи. Среди них особую значимость имеют такие пол ...

Аппликация
Наклейте на темную подложку (основу) из ткани, картона или бумаги белый треугольник — парус и под ним коричневую полоску—лодочку. Если к тому же над лодочкой прикрепить желтый кружок — луну и воспроизвести разбитое волнами отражение парус ...