Архитектура Караван-сарая

Статьи » Оренбургский Караван-сарай » Архитектура Караван-сарая

Страница 1

Караван-сарай был построен на свободном участке, в некотором отдалении от города. Со временем город разросся, и территория Караван-сарая оказалась окруженной жилой застройкой. В настоящее время Караван-сарай находится недалеко от центра города. Своим главным фасадом и полуоткрытым двором он ориентирован в сторону Паркового проспекта.

.Караван-сарай состоит из основного корпуса, мечети и минарета. В основу планировочной структуры основного корпуса положен распространенный в русской архитектуре прием планировки зданий с внутренним двором. Конфигурация плана с прямоугольным полуоткрытым в одну сторону двором напоминает, в частности, планы построенных в конце XVIII в. зданий Московского университета (арх. М. Казаков) и почтамта в Санкт-Петербурге (арх. Н. Львов). Два других здания Караван-сарая вписаны в контур основного корпуса и посажены на его главную ось симметрии; восьмиугольная в плане, покрытая куполом мечеть образует центр композиции, а устремленный ввысь минарет закрепляет пространственную ось ансамбля со стороны въезда во двор.

Все объекты Караван-сарая трактованы как части единого архитектурного организма. Объемно-пространственное решение комплекса основано на приеме художественного противопоставления энергичной вертикали минарета спокойной горизонтали основного корпуса.

Основной корпус состоит из пяти связанных воедино одновысотных объемов, образующих в плане П-образную форму. Центральный объем создает задний план, перпендикулярно к боковым крыльям примыкают два объема, которые составляют первый план композиции. Между ними находится, полураскрытый парадный двор (48X53 м) с двумя воротами с южной стороны. Корпус имеет значительную протяженность. Если вытянуть его периметр в одну линию, то его длина составила бы более четверти километра.

В основном корпусе, расположены различные по назначению помещения. Первоначально в здании было предусмотрено училище для башкирских детей с образцовыми мастерскими при нем — слесарной, кузнечной, столярной, малярной, шорно-седельной и др. Здесь же должны были находиться квартиры для командующего Башкирским войском, для временного проживания приезжающих из районов башкир и для обслуживающего персонала.

Планировка помещений проста, рациональна и соответствует их назначению. В связи с тем, что в здании размещались разнохарактерные по назначению учреждения, был предусмотрен изолированный вход в каждое их них. Таких входов тринадцать. Они расположены со стороны внутреннего парадного двора: по три на восточной и западной сторонах, пять — на северной и по одному на торцах, ориентированных в сторону въездов. Связь между этажами в корпусе осуществлялась пятью лестницами, заключенными в капитальные стены.

Для содержания верховых лошадей и других хозяйственных нужд (каретник, ледник и т. п.) имелись особые дворы, которые примыкали к главному корпусу с восточной и западной сторон. К ним можно было пройти через арочные проемы, устроенные во-первых этажах обеих сторон для связи с внешним миром был предусмотрен непосредственный въезд в каждый хозяйственный двор.

С большим мастерством запроектированы и выполнены дворовые и внешние фасады. Сохранив между ними единство, архитектор подчеркнул индивидуальный облик каждого из них. Фасады, выходящие во внутренний двор, решены простыми средствами. По высоте они разбиты на две почти равные части горизонтальными поясками, протянутыми на линии подоконников второго этажа и на уровне междуэтажного перекрытия. Пояски эти подчеркивают общую горизонтальную протяженность фасадов, вследствие чего здание зрительно кажется более низким, чем другие объекты комплекса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

"Русская мысль" о Малевиче
В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Казимир Малевич в Русском музее". Русский музей, обладающий самой большой в мире коллекцией произведений Казимира Малевича (1878-1935), представил более 100 живописных и 40 граф ...

Пикассо Пабло
Пикассо Пабло (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.), французский художник, испанец по происхождению. Скульптор, график, живописец, керамист и дизайнер, наиболее знаменитый, многогранный и плодовитый среди современников. Пикассо впервые посетил ...

А. Шопенгауэр о противостоянии западной и восточной культуры
Своеобразным ответом на такую точку зрения можно считать учение Шопенгауэра. Причем философ XIX века А. Шопенгауэр (1788-1860) интересен не столько глубиной своих воззрений, сколько их оригинальностью, поскольку он первым целенаправленно ...