Искусство архаики

Статьи » Искусство Древнего Египта » Искусство архаики

Страница 1

В период архаики формируются греческие города-государства, развивается научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета.

В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Еще в глубокой древности был создан тип здания, воплотившего в дальнейшем мир идей и чувств свободных граждан города-государства. Храм, посвященный богам или обожествленным героям, - центр важнейших событий общественной жизни, хранилище общественной казны и художественных сокровищ, - воплощал идею единства, величие города-государства.

Греки считали храм жилищем божества и первоначально уподобляли его главному помещению царского дворца - мегарону. Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый "храм в антах", состоявший из небольшого помещения - наоса, открытого на восток, имевший двускатную кровлю покрытую керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, т.е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Он использовался лишь для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах). Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер ("оперенный") - храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Основные элементы храма органически связаны с конструкцией здания. В результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй.

Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчете и гармоническом соотношении частей, образующих единое целое. В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом, что соответствовало двум местным направлениям в искусстве. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический - с культурой островной и малоазийской Греции.

Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силу и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере - женскими (кариатидами).

Храму Аполлона в Коринфе (середина 6 в.до н.э.) присуща строгая соразмерность частей. Ионические храмы этого времени (храм Артемиды в Эфесе) были роскошнее по отделке, больше по размерам.

Как дорические, так и ионические храмы в период архаики строившиеся часто из известняка, раскрашивались в основном красной и синей красками. Раскраска треугольного поля фронтона, фона метоп, триглифов, а также скульптуры придавала храму более праздничный вид, подчеркивая архитектонику его частей.

Вплоть до середины 6 века до н.э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое. Таковы статуи "Артемида" с острова Делос (Афины, Национальный музей) и "Гера" с острова Самос (Париж, Лувр), еще напоминающие "ксоаны" гомеровской эпохи.

Высшие достижения архаической скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев, а позже воинов - куросов. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека - атлета и воина - свидетельствовало об общественно-воспитательном значении скульпуры. К середине 6 века до н.э. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая "архаическая улыбка" носит условный характер, иногда придает куросам несколько манерный облик ("Аполлон Тенейский", середина 6 века до н.э., Мюнхен, Глиптотека).

Страницы: 1 2

Это интересно:

Византия. Исторический путь развития православия
История поздневизантийского периода (с 8 по 15 век) в целом еще не написана. Это значит, что не осознан и не оценен многовековый этап нашего собственного церковного пути во всей его внутренней сложности, в его «разрывах и связях». Странны ...

Предпосылки принятия Русью христианства
Каковы же предпосылки исторического религиозного выбора Древней Руси? К числу важнейших можно отнести следующие: особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной по ...

Культура как творчество
В истории человечества бывали всякие катаклизмы, прерывавшие культурно-историческую преемственность, когда приходилось начинать все едва ли не с начала. Таким примером являются "темные века", наступившие в Греции после расцвета ...