Искусство среднего царства
Около 24 века до н.э. Египет распался на ряд областей, возглавляемых местными правителями. В 21 веке вновь началась борьба за объединение. Фиванские правители Юга снова объединили Египет, однако они не смогли окончательно подчинить себе номархов Среднего Египта.
Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных образов, была усыпальница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму с двумя террасами и широким пандусом, расположенному среди диких гор, сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах.
Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны - две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.
В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Усилилась резкая властность черт правителей. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. портретная голова Сенусерта III (19 в.до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей, обострившимися скулами, выделенными блеском отполированного темного обсидиана, свидетельствуют от усложнении человеческого образа. Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера ощущаются в портретной голове Аменемхета III (Каир, Музей).
Темы рельефов стали разнообразнее. В рельефах гробницы номарха Среднего царства Сенби в Меире (20 в.до н.э.), изображающих сцены охоты, звери показаны свободнее и живее, чем прежде. Их фигуры не располагаются строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже. На рельефах в Меире изображаются и другие сцены жизни людей того времени: сбор папируса, ремесленники за работой. Новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью.
В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие, полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо. Контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.
В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства - сцена охоты на берегах Нила. По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников. Вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. Все в этой росписи исполнено совершенного мастерства и вместе с тем подчинено тонкому декоративному строю.
Это интересно:
Псковская школа и столичное искусство
Мастер отлично владеет формой, он вполне способен разложить свет по поверхности согласно оптическим законам реальности, но ему не нужна статика и успокоенность, ему нужна выразительность и напряженность. Он прекрасно знаком с анатомией че ...
Александр Сергеевич Пушкин - журналист
Вторую петербургскую школу журналистики тех лет представлял Александр Сергеевич Пушкин. Гениальным журналистом назвать его нельзя. Он был ярким и заметным журналистом. При жизни он опубликовал около пятидесяти фельетонов, памфлетов в пери ...
Китайская пагода. Архитектурные стили китайских погод
Приход буддизма в Китай не оказал значительного влияния на стиль китайских храмов. И даосские, и буддийские храмы строились по одному и тому же плану китайского дома, измененному для религиозных нужд. Расположение двора и боковых залов то ...