Пушкин в театре

Статьи » Пушкин в театре

Страница 1

А.С.Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией.

В распоряжении театрального режиссера имеются только "Борис Годунов" (1825) и "Маленькие трагедии" (1830), а также 2 незаконченные работы - "Русалка" (1832) и "Сцены из рыцарских времен" (1835).

Однако эту несправедливость по отношению к великому поэту исправили русские композиторы и либреттисты. Особенно П.И.Чайковский.

Первой его оперой, написанной на сюжет пушкинских произведений, стала опера "Евгений Онегин" (1878), впервые поставленная в марте 1879 г. в Московской консерваториии.

Далее следует опера "Мазепа" (1883). Композитор, испытывая пиетет к гениальному поэту, в то же время, отнюдь не буквально следует литературному первоисточнику. Впрочем, это - общее правило, подтверждаемое всей историей жанра: талантливые либретто, написанные на материале литературных произведений, весьма значительно изменяют их сюжет.#

В начале 1888 г. Модест Ильич Чайковский принялся за работу над либретто оперы "Пиковая дама", а Петр Ильич Чайковский, прочитав его уже в конце 1889, увлекся им и написал музыку. 3 марта 1890 г. "Пиковая дама" была закончена, а премьера ее состоялась 7 декабря 1890 г. в Мариинском театре.

Эстафету принял Н.А.Римский-Корсаков. Увлекаясь больше сказочными образами, нежели трагедийными, он пишет оперы по сказкам Пушкина: "Сказка о царе Салтане" (1900) и сатирическую оперу "Золотой петушок" (1907) (либретто написал его друг В.И.Бельский), которая оказалась последней большой работой композитора.

Кроме того, М.И.Глинка пишет оперу "Руслан и Людмила" (1842), а М.П.Мусоргский, воспользовавшись уже готовым для театра текстом, пишет оперу "Борис Годунов" (1869).

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века мы находим у Г.Свиридова в хоровом цикле "Пушкинский венок". В 1934 г. в Ленинграде был поставлен балет композитора Б.Асафьева "Бахчисарайский фонтан" по одноименной поэме Пушкина. Спустя 15 лет, к 150-летию со дня рождения поэта, была осуществлена постановка балета Р.Глиэра "Медный всадник", созданного по другой поэме Пушкина.

Мы с детства знаем строчки из "Евгения Онегина", посвященные прекрасному искусству балета:

Театр уж полон; ложи блещут;

# Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет.

А стихотворение "К молодой актрисе", может быть, менее известно, но написано с большой долей критики по отношению к актерской профессии.

Страницы: 1 2

Это интересно:

О творчестве Ботичелли
Боттичелли был современником Леонардо, с ним вместе он работает в мастерской Верроккио. Несомненно, ему были знакомы все тонкости перспективных построений и свето-теневой моделировки, в чем уже около 50 лет изощрялись итальянские художник ...

Ацтекский календарь
Камень Солнца(Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части д ...

Архитектура первой половины XVIII века: барокко
Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношений и рационального мировоззрения пробив ...