Фресковая живопись, мозаика

Статьи » Искусство Византии » Фресковая живопись, мозаика

Фресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня и применялись в декоре вода. Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в технике инкрустации. Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшения стен и сводов. Кубикам смальты предавалась необходимая для узоров форма. Упрощенный характер рисунка и ограниченное число красок усиливают декоративный эффект мозаик. Тон их обыкновенно золотой или синий. В Софии Константинопольской мозаики мерцают благодаря золотой подкладке, на которую сверху закреплен тонкий слой цветного прозрачного стекла (закрепление производилось в горячем состоянии). Дворцовые мозаичные композиций (Константинополь, Палермо) представляют охотничьи или пасторальные сцены. Но по преимуществу византийские иозаики находятся в церквах. Самые выдающиеся мозаичные ансамбли сохранились в Равенне, в мавзолее Галлы Плацидии (V в.) — величественный крест на фоне синего неба; в церкви Сан-Витале — знаменитые изображения Юстиниана и императрицы Теодоры со свитой, в которых великолепно сочетаются идея императорского величия с индивидуальной портретностью и пышностью одежд. Очень декоративная мозаика на сводах хоров: в голубом медальоне, усыпанном звездами, изображен молящийся святой, окруженный овцами, перед большим крестом (символ Доброго пастыря). Известны также мозаики в Дафни близ Афин и фигура богоматери в синем одеянии, окруженная апостолами, на золотом фоне, в апсиде церкви в Торчелло, что дает представление о величественности и декоративности мозаик того периода. К этому же времени относятся мозаики собора Святого Марка в Венеции, мозаики трех церквей на Сицилии.

Это интересно:

Особенности мировоззрения
Византийская культура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов. Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византии существовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческие п ...

Пиренейский полуостров. Появление лютни в Европе
Исторические события раннего средневековья, разворачивающиеся на стыке Востока и Запада, создали предпосылки для возникновения новой, важной, ступени в эволюции щипковых инструментов Европы. В поле нашего зрения опять попадает Пиренейский ...

Мартин Джон
Мартин Джон (Martin, John) (1789-1854 гг.), британский художник-романтик (романтизм) и гравёр, работавший в манере меццо-тинто; прославился изображением сцен катастроф. Его полотна заполнены крошечными фигурками среди грандиозных архитект ...