О реконструкции дославянских этнических границ на территории славии в связи с одной языковой чертой

Статьи » О реконструкции дославянских этнических границ на территории славии в связи с одной языковой чертой

Регулярные фонетические изменения на стыке полноударных слов (sandhi) представлены 4 основными типами с рядом разновидностей. Основной, судя по его широкому распространению, тип характеризуется преимущественным оглушением звонких в исходе слова. Иные типы стыка географически представлены в виде диалектных островов этой территории. Так, "сербский" (условно говоря) тип стыка с характерным запретом на изменение звонкости-глухости концевых шумных распространен от Сербии до Словении и окружен территориями с оглушающим стыком с запада и востока (северная историческая граница "стерта" неславянскими языками). Регион реализации "северновеликорусского" типа стыка с его специфическим различением концевых звонких и глухих перед гласными и сонорными следующего слова (де[д о]дин, бра[т о]дин) не только опоясан территориями с оглушением обычного типа, но и активно размывается под влиянием литературного языка. В виде острова представлена и территория с "межсловным озвончением". Она охватывает запад и юго-запад Польши с некоторыми примыкающими территориями Белоруссии и Украины, Словакию и часть Чехии. Весьма условно границы явления можно описать так: полоса между Одрой и Вислой с расширением на юге. На этой территории на стыке слов происходит озвончение концевых глухих перед гласными и сонорными следующего слова. Проиллюстрирую примерами из польского: ra[z o]statni, la[z ojstatni (раз и лес - произносятся с одинаковым звонким на конце), dzia[d m]usi, bra[d m]usi (дед и брат - с одинаковым звонким на конце) и т.д. Суть явления описана была в 1880-е гг. И.А. Бодуэном де Куртенэ.

Скорее всего, "острова" имеют субстратное происхождение. Но механизм формирования типа стыка включался уже в эпоху падения редуцированных на рубеже I - II тысячелетий нашей эры. Думается, первый этап формирования основного оглушающего типа стыка можно реконструировать при опоре на материал латышского языка. В конце слова звонкие согласные всегда произносятся звонко: daudz [д-ау-дз] - много, kad [кад] - когда, maz [маз] - мало, tad [тад] - тогда. Однако сочетание согласных -ds, ts, возникшее после своеобразного "падения редуцированных" (Т-s < *T-os), обычно произносится как ц: kads [кa:ц] - какой, kats [ка:ц] - рукоятка, tads [та:ц] - такой, galds [галц] - стол. Если понимать падение редуцированных в славянских языках как бесследное исчезновение индоевропейских *-os, то типы сандхи останутся загадкой. Но если допустить, что после исчезновения в славянских языках кратких *u, *i в слабых позициях в окончаниях возникли условия для контакта конечного согласного основы с рефлексом индоевропейского *-s, принадлежавшего окончанию, и появились новые группы согласных, то объяснить типы стыка можно в рамках обычных процессов ассимиляции шумных. Например, на территории "озвончающего стыка" безальтернативное с точки зрения звонкости-глухости *-s реализовалось в виде *-z. Переместившись по месту артикуляции в глубину, оно могло веками сохраняться в виде звонкого шумного с весьма неопределенным фокусом артикуляции вне зоны основных противопоставлений (некое h), но при этом определять звонкость шумных на стыке перед гласными и сонорными. Разумеется, это дославянское явление, но стоит подчеркнуть его устойчивость. Не только славяне, но и представители народов диаспоры, традиционно связанных с территорией озвончения, даже не в первом поколении пребывая в русском окружении, бессознательно сохраняют этот тип стыка. Приведу цыганский пример: сы[з р]омэндыр ладжяво - было перед цыганами стыдно (песня), где сыз < исыс перед сонорным. Помнится, меня поразило наличие такого стыка в речи Л.Ю. Максимова, лекции которого я слушал в 1986-9. Сейчас можно нередко слышать звонкий стык в речи чеченских и ряда других кавказских политиков. Таким образом, можно предположить, что различия в типах стыка между частями индоевропейского (и, вероятно, не только) населения на территории современных славянских языков определились еще в дославянскую эпоху. Может, перед нами одна из "сарматских" изоглосс?

Это интересно:

Православие и особенности духовной культуры
Одним из моментов своеобразия духовной культуры Руси является сохранение соборности как механизма духовной саморегуляции общества, что означало для восточнохристианской церкви преимущественную опору на традицию, практически неизменную рел ...

О двух трактовках "модерна"
"Речь идет, - читаем мы в "Малой истории искусств", - о крупном интернациональном идейно-художественном движении, возникшем в развитых странах, наделенных интенсивной и конфликтной духовной жизнью, нашедшем своих убежденных ...

Исократ
Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в жанре торжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436— 338 гг.), происходивший из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Смолоду он тоже был вынужден избрать себе профес ...