"Русская мысль" о Малевиче
Утверждая принципы самодостаточной живописи, разрушая существовавшие до него понятия о перспективе, "верхе" и "низе", вводя собственные законы "существования материи" внутри супрематического произведения, Малевич перешел в область чистой абстракции. Однако ее основоположнику так и не удалось "зарезать искусство, уложить его в гроб и припечатать "Черным квадратом", как заметил И.Клюн. В конце 20-х — начале 30-х Малевич вернулся к фигуративной живописи, заодно подвергнув ревизии хронологию собственного творчества.
Стремление как бы пройти путь заново отразилось в цикле произведений, созданных с осени 1927 по 1932 год — варианты ранних композиций или оригинальные полотна в духе неопримитивзма и постимпрессионизма. Отдельную группу составляют экспонировавшиеся на выставке 1929г. картины "второго крестьянского цикла", в которых получила развитие всегда волновавшая его тема "Человек — Вселенная". Завершением поисков в области "метафизической" живописи стало "Сложное предчувствие" — образ "голого человека на голой земле".
Около 1932г. в живописи Малевича наступил перелом. Не случайно именно этой датой он сам "закрыл" целый этап своей творческой биографии, написав об ощущении пустоты. Возможно, появились горькие предчувствия в связи с постановлением ЦК ВКПб "О перестройке литературно-художественных организаций" и в связи с тем, что на выставке "Художники РСФСР за 15 лет" большую часть его произведений в экспозицию не включили. Впрочем, его связь с подступающей страшной реальностью тоталитаризма была и противоречивее, и сложнее.
Малевич, всегда стремившийся к внеличностному, надличностному в своих отрешенных от всего земного, "очищенных от человечины" образах, безликих фигурах и торсах, вдруг вернулся к традиционному портрету. Он всегда принадлежал к тем художникам, которые не столько отражают эпоху, сколько создают ее. Творцом, так сказать, диктующим миру свой закон, изобразил себя художник в последнем автопортрете 1933 года, который завершает выставку в Русском музее.
Это интересно:
Роль интеллигенции в созидании духовной культуры
Принципиально иная культурная ситуация складывается в итальянских городах XIV-XV вв. Флоренции, Венеции, Падуе и др., где вновь заявляет о себе активное и грамотное городское большинство. В этом смысле итальянские города-коммуны действите ...
Даосизм и культурные достижения Китая
Даосскими алхимиками был накоплен ценнейший эмпирический материал в области химии и медицины. В процессе поиска эликсира бессмертия проводились бесчисленные опыты, которые привели к ряду побочных открытий (например, был открыт порох в XI- ...
Искусство России ХVIII века
Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой. Та ...