Немцы в ремесле и промышленности Москвы второй половины XVII-первой половины XVIII в

Статьи » Немцы в России » Немцы в ремесле и промышленности Москвы второй половины XVII-первой половины XVIII в

Страница 2

В начале 1690-х гг. руками «вольных» иноземных ремесленников были изготовлены первые камзолы, шляпы, сапоги, седла и ряд других предметов «немецкого образа» для Петра Алексеевича и его окружения. Устранение от власти в 1689 г. царевны Софьи, сближение молодого Петра I с жителями Немецкой слободы, послужило началом активного привлечения иноземных специалистов к осуществлению замыслов Петра Алексеевича. Годы царствования Петра I стали периодом оживления контактов России со странами Западной Европы, в том числе с Германией; проведения реформ, открывших широкий доступ в страну иностранцев разных профессий и национальностей, которые были вовлечены в создание регулярной армии и русского флота, в реорганизацию государственного управления. Развитие мануфактурной промышленности и ремесла, медицины, светского образования и искусств.

С провозглашением Петербурга новой столицей туда была переведена часть жалованных иноземных мастеров, работавших в Москве. Однако «вольные» ремесленники разных специальностей предпочитали оставаться в Москве, где имели свои дворы, устоявшиеся деловые и родственные связи. Да и проживание здесь выгодно отличалось дешевизной продуктов, квартир и здоровым климатом. И хотя в Москве на протяжении всей первой половины XVIII в. работали казенные мастера-иноземцы разных специальностей (в их числе инструментальщики, строители, живописцы и др.), главным результатом петровских преобразований стало увеличение доли «вольных» ремесленников среди жителей Немецкой слободы, которые потеснили по численности жалованных мастеров, военных, медиков и купцов. Началом подобного «перевеса» в пользу «вольных» ремесленников среди немцев послужил царский Манифест 1702 г. и реформы петровского правительства, направленные на изменение быта русского дворянства. Манифест 1702 г., впервые обращенный к жителям Западной Европы, приглашал их в Россию не только для вступления в «государеву службу», но и для заведения частного мастерства. Являясь иноверцами и подданными европейских государств, они не подлежали подушному обложению, несению государственных повинностей, и потому находились в более благоприятных условиях, чем их русские коллеги.

С созданием цехов в1722 г. иноземные «вольные» мастера должны были записаться в цехи Москвы наряду с русскими посадскими ремесленниками и нести все связанные с цехами обязательства: платить взносы, штрафы и проч., что в какой-то мере сблизило их положение в профессиональной сфере с положением русских мастеров. Кроме того, в 1721 – 1172 г.г. территория Немецкой слободы была включена в городскую, а ее население – в состав горожан, расписанных на три основные гильдии. В 1-ю были включены ювелиры, доктора, аптекари, живописцы, купцы, промышленники; во 2-ю – ремесленники и представители других профессии, занимавшихся частной деятельностью, а в 3-ю – «подлые люди», «кормившиеся» наймом у частных лиц. Все они были подчиненными магистрата. Однако немцы, как и выходцы из других западноевропейских государств, продолжали составлять своеобразную категорию жителей России, сохранявших свое иностранное подданство и религию, что освобождало их от многих тягот, которые ложились на русское городское население. Немцы теряли свои привилегии только при условии крещения в православную веру, что было равносильно принятию российского подданства.

Таким образом, в результате изменений, произошедших в положении и характере деятельности «вольных» иноземных мастеров Москвы в царствование Петра I , ко второй четверти XVIII в. немцы вошли в рынок Москвы, стали составной и неотъемлемой частью ремесленного населения русской столицы. Вклад немецких мастеров в мелкотоварное производство Москвы этого времени заключался в том, что они привносили в него новые виды ремесел и изделий, получивших признание у потребителей-москвичей, а также в том, что немцы способствовали распространению новых ремесел путем обучения своим «художествам» жителей Немецкой слободы и русских учеников.

До середины XVIII в., как показала перепись населения Немецкой слободы 1745 – 1747 гг., немцы оставались самой многочисленной группой иностранных ремесленников Москвы, представлявших разные специальности.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Лексика славянского язычества
Дальнейшее успешное развитие славянской сравнительно-исторической лексикологии все настоятельнее требует широкого привлечения экстралингвистических фактов. При этом чем древнее изучаемые пласты лексики, тем более возрастает значение данно ...

Творчество Мазаччо
Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи был родом из Кастелло Сан Джованни в Вальдарно. Родился 21 декабря 1401 года. Он был немного рассеянным и весьма беспечным и создавал впечатление человека, у которого вся душа и воля заняты предмета ...

Появление буддизма в Китае
Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь Китая может считаться одним из наиболее значительных событий в истории религии. Оно означало, что страна с собственной древней культурой приняла более развитую ...