Литература эллинизма

Страница 1

Эпоха эллинизма занимает последние три столетия до н.э.

Завоевание Востока Александром и его преемниками привело туда большое количество греков. Его преемники продолжали начатое им дело, все возникшие города сделались рассадниками греческой культуры.

С расширением сети дорог и торговых связей распространение греческой культуры получило еще большие возможности. Греческие города после восточных походов наполнялись толпами рабов из завоеванных стран.

Громадные богатства, захваченные в странах Востока, сосредоточились в руках правителей, которые по восточному обычаю приняли титулы царей. Они вели бесконечные войны для захвата новых стран и часто воевали между собой.

Наплыв рабов из завоеванных стран и торговля ими достигли в это время невероятных размеров: остров Делос сделался одним из крупнейших невольничьих рынков. К III - II в. до н.э. относится наибольшее количество восстаний рабов. Эти восстания становились тем более опасными, что к ним обычно присоединялась вся эксплуатируемая беднота.

Широкое распространение греческой культуры отражалось в том, что на поприще греческой литературы стали все чаще выступать представители и других народов - египтяне, вавилоняне, евреи, сирийцы и др.

В эллинистической литературе преобладала проза. Многие произведения под поэтической формой скрывали чисто прозаическое содержание.

Философия сосредоточивалась по-прежнему в Афинах. Академическая школа продолжала развивать учение Платона.

Широкое развитие получили в эпоху эллинизма три философские школы - эпикурейцев, киников и стоиков. Все три носили индивидуалистический характер, обещали человеку счастье не во внешнем мире, а внутри его самого.

Школа киников (циников), основанная Антисфеном, учеником Сократа, держалась того взгляда, что для блаженства нужна только добродетель, которая приобретается жизнью в природе. Учения этой школы ближе всего отражают идеологию простых людей и широких народных масс, включая рабов.

Большим авторитетом пользовалось учение школы стоиков. Основателем ее был Зенон из Кития с острова Кипра. Учение этой школы развилось из учения киников. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственной свободы, освобождения от страстей. Они протестовали против рабства и идеал свой находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели.

К эллинистической поре относится зарождение и первые образцы греческого романа. Таковы “Милетские рассказы” Аристида - нечто вроде ряда любовных историй. Этот сборник был переведен на латинский язык, и им зачитывались офицеры во время похода против парфян. Однако других сведений об этом произведении нет.

Характерной чертой лирики этого времени стало то, что стихотворение порвало обязательную связь с музыкальным аккомпанементом и стало предназначаться не для пения, а для чтения.

Изысканная утонченность эллинистической поэзии уживалась рядом с реалистическими и натуралистическими тенденциями. Представителем этого направления был Сотад (начало III в. до н.э.), который в тяжеловесных стилях описывал современную жизнь, осмеливался нападать на самих властителей, подверг осмеянию Птолемея II Филадельфа за его кровосмесительный брак с сестрой Арсиноей и за это был зашит в мешок и брошен в море.

Это направление отразилось и в области драмы, веселой трагедии,- нечто вроде фарса. Ее родоначальником является Ринфон. Он использовал остроумие и шутки местного населения, создав на их основе комические сценки и пародии.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Сравнительный анализ портретов Ф.И. Шаляпина. Работы Б.М Кустодиева и К.А Коровина
В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать из произведений Федора Ивановича Шаляпина « прекрасную долго ...

Время в творчестве художников-импрессионистов
Проблемой времени на Западе стали интересоваться начиная с эпохи Возрождения. И уже к концу XIX в. время стало мерой жизни, а изучение жизни в контексте времени, то есть история, из собрания разрозненных фактов и неточных сведений, превр ...

Виды культуры
Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку ...