Московская журналистика 1830-х годов
В отличие от петербургской торговой журналистики московская журналистика 30-х годов была идейной.
Один из важнейших журналов этого направления был "Московский телеграф", основанный Николаем Алексеевичем Полевым в 1825 году. Этот ежемесячный журнал был очень интересным и стал первым в России энциклопедическим журналом, писалось обо всем: культура, спорт, экономика, политика, досуг. Он имел антидворянскую направленность и выступал за буржуазию.
Дело в том, что Полевой - первый в России издатель-недворянин. Он был сыном купца, самоучка. Имел хорошее домашнее образование. Он поместил в "Сыне Отечества" стихотворение про Николая I, после чего и стал известным в литературных кругах.
Он был разносторонним человеком: писателем, ученым, изобретателем . Полевой своим журналом хотел доказать, что все дворяне - паразиты. Полевой способствовал распространению образования в России. "Московский телеграф" был сразу зачислен в оппозицию.
1834 год - в Москве идет спектакль, на который Полевой пишет унизительную рецензию. Цензоры рецензию пропустили, но оказалось, что сам царь был на спектакле, и он ему очень понравился. "Московский телеграф" закрыли.
Журнал "Телескоп" издавался вместе с газетой в 1831-36 годах профессором богословия, недворянином, Николаем Ивановичем Надеждиным. Журнал выходил ежемесячно, и в виде приложения еженедельно выходила газета. Надеждин был фельетонистом и широко использовал литературные маски. "Экс-студент Никодим Надоумко", - эту литературную маску он чаще всего использовал. Надоумко сидел на чердаке и наблюдал за жизнью внизу - вот таким образом Надеждин применял социальную сатиру. Тираж журнала - 3-4 тысячи экземпляров.
В "Телескопе" начинает как публицист и полемист свою литературную деятельность Виссарион Григорьевич Белинский. В 1836 году журнал публикует первое философическое письмо Петра Яковлевича Чаадаева (друга Пушкина), жутко пессимистическое: россияне - варвары, мы - Богом проклятый народ, в нас нет ничего хорошего, нас ждет жуткое будущее . Николай I несправедливо объявил Чаадаева сумасшедшим, и из-за этой статьи "Телескоп" закрыли навсегда.
Это интересно:
Аналитическая часть
Филиппино Липпи совмещает в своих работах некоторые композиционные приемы Средневекового искусства и Возрождения. Художник избирает форму тондо, характерное для произведений эпохи Ренессанса. В период создания Липпи «Поклонение младенцу Х ...
Место искусства в современном мире
Одна из символических форм культуры, осваивающая мир через систему образов - искусство. Оно характеризует способность человека художественно выражать свой внутренний мир. Художественный образ для того, чтобы стать общедоступным, должен об ...
Масонство
Своеобразной формой идеологического наступления реакции было масонство, возникшее как антипод рационализму века Просвещения: разуму противопоставлялась мистика, материалистическому пониманию законов природы — алхимия и кабалистические тол ...