Происхождение Византии и ее место в истории мировой культуры

Статьи » Происхождение Византии и ее место в истории мировой культуры

Основанная в 658 г. до н. э. колония Византия была процветающим городом, так как собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. После разрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг второстепенных городов.

Новая история Византии связана с именем императора Константина (312-337). Это история Византии-государства, Византии-империи. Константин знаменит в истории тем, что решил воссоединить Римскую империю, распавшуюся к тому времени на две части. А также тем, что после победы над своим соперником Максенцием он предоставил свободу любым религиозным учениям, в том числе и христианству, которое до этой поры подвергалось преследованиям. В 330 г. он переносит свой двор в Византию, отныне она носит имя Константинополь и остается столицей империи более тысячи лет.

С этих пор Византия фактически утратила свое историческое имя. В дальнейшем термин «Византия» обозначает политические, государственные, этнографические и культурные особенности. В историческом смысле не совсем правильно называть Римскую, а затем Восточно-Римскую империю Византийской, к тому же сами жители империи называли себя ромеями, а официальное название империи было — Романская империя. И тем не менее Восточно-Римскую империю называли Византийской. Это связано не только с первоначальным греческим названием места, но с особой совокупностью начал, под влиянием которых Римская империя постепенно реформировалась. Совокупность сконцентрировалась в термине «византивизм».

Византийская культура — сплав иудейской, персидской и эллинской культур. Она уникальна. Византийская культура базируется на эллинистической, но ею не ограничивается, так как наряду с процессом эллинизации Востока для греческой культуры характерен процесс ее ориентализации.

Ярким свидетельством переплетения различных культур может служить административная и бюрократическая системы, появление кодексов, местного права, наличие философских и богословских споров с иудейскими и эллинскими воззрениями.

Специфическую роль в процессе формирования византийской культуры сыграла славянская иммиграция, произведя, в сущности, этнографический переворот.

Византивизм как совокупность принципов был великолепно охарактеризован в Новом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (т. 10, ст. «Византия»). Там выделяются следующие признаки византивизма: постепенная отмена латинского языка и замена его греческим (с VI до VII и VIII вв.); борьба национальностей по поводу политического преобладания (на престоле и в высшей военной и гражданской администрации находятся представители разных национальностей); оригинальное мировоззрение, сложившееся под влиянием эллинских и восточных философских идей; присутствие мистики и консервативных тенденций.

В истории Византии особую роль играла христианская идеология. В нее была активно включена эстетическая сфера.

С точки зрения становления и развития византивизма рассматривается и история Византии:

Первый период (примерно с IV по VIII в.) включает исторические факты, подготавливающие и характеризующие византивизм. Прежде всего это этнографический переворот. Причем, если запад Римской империи был полностью поглощен германской иммиграцией, то восток сумел приспособиться к новой этнической ситуации. Борьба с готами и гуннами обернулась не столь большими потерями. Юстиниан и Гераклий — цари VI и VII вв. — смогли организовать отношения со славянами, что дало империи определенное преимущество. Славянские племена размещались по западным и восточным провинциям по свободным землям, при гарантии невмешательства во внутренние дела общины. Фактически эти племена выступали защитой.

Второй период (VIII-IX вв.) характеризуется борьбой идей, выражавшейся в иконоборчестве. Это движение разделило империю на два лагеря, в организации которых важную роль играл и антагонизм национальностей. В 842 г. победу одержали представители лагеря иконопочитания. Это знаменовало победу эллинских и славянских элементов над восточными, азиатскими.

Третий период (конец IX-XI вв.) характеризуется распространением византивизма на Юго-Восточную Европу. Во многом благодаря Кириллу и Мефодию славянские народы вошли в среду культурных стран Европы.

Четвертый период (конец XI — начало XIII в.) - борьба Запада с Востоком, крестовые походы. Постепенно меняется цель крестоносных движений — вместо обретения святой Земли и ослабления могущества мусульман вожди приходят к мысли о завоевании Константинополя. Таким образом, основной целью политики царствующих особ было обеспечение состояния равновесия между враждебными империи элементами. Поэтому то заключались союзы христиан против мусульман, то наоборот. В частности, крестоносцев поразило, что на службе империи были половецкие и печенежские орды. В 1204 г. крестоносцы овладели Константинополем и поделили между собой империю.

Пятый период(XIII — середина XV в.) — Никейская империя (в этот период главным моментом была защита православия против католического преобладания и падение империи от турецких завоевателей).

Это интересно:

Культура как тип социальной памяти общества
В современной культурологии можно выделить несколько конкурирующих научно-исследовательских программ, различающихся между собой разным пониманием того, что такое культура и каковы возможные способы ее изучения. В аналитических определени ...

Имена и судьбы ростовских архитекторов
В судьбе архитектуры советского периода (1918-1941 гг.) принимали участие Л.Ф. Эберг, М.Н. Кондратьев, В.Н. Наумычев, П.А. бучнев, А.М. Дворин, Х.Х. Чалхумьян, Лавреньтьев, А. Маркелов, Н. Мельншов, И.П. Смирнов, В.А. Щуко и В.Г. Легьфрей ...

Пекинская опера
История открытия в Китае театральных подмостков насчитывает более восьми веков. Она пережила такие же этапы развития как и все театры мира. К примеру в Англии, в 16 веке ,были два вида сооружений: театр под открытым небом и камерные залы. ...